История Организации Российских Юных Разведчиков

Олег Иванович Пантюхов - русский офицер, один из основателей скаутского движения в России.История скаутинга в России начинается с первого отряда юных разведчиков, основанного 30 апреля 1909 г. в Павловске под Петербургом гвардейским офицером Олегом Ивановичем Пантюховым. Наиболее интенсивно скаутское движение стало развиваться в годы I Мировой войны. Осенью 1917 г. насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах. Среди русских скаутских деятелей наряду с Пантюховым можно назвать таких, как.А. Захарченко (основатель 1-го отряда в Москве), доктор А.К. Анохин (Киев, 1-й женский отряд), В. Г. Янчевецкий (писатель Ян), скульптор И. Н. Жуков, адмирал И.Ф. Бострем (председатель Петербургского общества «Русский скаут»), генерал И.И. Чайковский (председатель аналогичного Московского общества), В.А. Попов (главный редактор журнала «Вокруг света») и др. Скаутами были сын С. Т. Морозова Савва, внук В.М. Васнецова Виктор, поэт и драматург Николай Адуев (автор Гимна Разведчиков), полярник Кренкель.
 
В Русской Православной Церкви причислены к лику святых скауты – Цесаревич Алексий и Святитель Василий Кинешемский (скаутмастер Вениамин Сергеевич Преображенский), написавший целый ряд педагогических пособий для скаутского движения. И по сей день наша Организация приводит к церковному служению. Только за прошлый год, двое наших руководителей приняли священнический сан. Среди выдающихся членов скаутского движения можно также упомянуть Архиепископа Нафанаила (Львова).
 
В основе научной педагогики ОРЮР лежат труды многих известных общественных, религиозных и научных деятелей начала 20-го века. Одним из таких людей был В.С.Преображенский, позднее прославленный в лике Святых Русской Православной Церкви с именем Св. Василия Кинешемского.
 
Святитель Василий КинешемскийВот что Святитель Василий Кинешемский писал о скаутской системе воспитания:»Основная задача скаутизма состоит в воспитании характера, т.е. активности и эмоций, и в этом смысле скаутская система, представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер. Школьное обучение неизбежно выдвигает на первый план рассудочную деятельность, ставя активность и развитие эмоций лишь во вторую очередь, а при таких условиях идеал гармоничной личности не может быть осуществлен. Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания…»
 
В 1920-х годах, после захвата власти большевиками, Организация была запрещена в советской России, и более 1000 ее руководителей и старших разведчиков были арестованы и репрессированы за верность Богу и данному ими когда-то Торжественному обещанию. Многие из них погибли на Соловках. По свидетельству одного из бывших заключенных внутренней тюрьмы ОГПУ, разведчики, попадавшие в мрачные тюремные застенки, несли с собой свет и вселяли надежду в сердца арестованных. Благодаря тому, что некоторым руководителям и ребятам удалось спастись за границей, разведческий дух, традиции и методики сохранились, и работа беспрерывно продолжалась в среде русской эмиграции. Расцвет деятельности НОРС (Национальной организации русских скаутов) пришелся на 30-е годы, когда в Маньчжурии, Китае, Югославии, Франции, Польше, Латвии, Эстонии и других странах были тысячи русских скаутов.
 
В годы II Мировой войны фашистами был нанесен страшный удар по разведчеству, связь со Старшим Русским Скаутом О.И. Пантюховым была потеряна. Несмотря на то, что все скаутские объединения были запрещены нацистами, находились те, кто работал со скаутами в подполье. Наиболее активные руководители возобновили деятельность русской скаутской организации в 1945 году, теперь уже под названием ОРЮР. Отделы ОРЮР активно функционировали в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке, в 1979 г. произошло объединение ОРЮР и НОРС.
 
В 1989 г. на юбилейном слете ОРЮР сформировали сектор «Лицом к России». В то же время в России нашлись люди, которые, осознавая необходимость нового воспитания молодежи на старых традициях, близко подошли к методике и идеологии ОРЮР. В 1990 г. совместными усилиями были устроены поездки зарубежных групп ОРЮР в Россию и первый разведческий лагерь в Горельце (Костромская обл.) На следующий год состоялись Курсы начальников отрядов в Ленинградской духовной академии, крупные лагеря под Москвой, Петербургом и Оптиной Пустынью, экспедиция на Урал и в Сибирь, 1-й съезд руководителей. В 1992 г. официально открыты российские отделы ОРЮР, в 1993 г. зарегистрирован Устав ОРЮР в России. В 1994 г. в Анапе прошел слет, посвященный 85-летию разведчества, а в Павловске — Совет ОРЮР и Курсы для руководителей. Через год команда ОРЮР достойно представила Россию на Всемирном Джембори, было отмечено 5-летие Возрождения разведчества. В 1996 г. Организация в России стала полностью самостоятельной и выбрала свои Высшие органы самоуправления.
 
На данный момент ОРЮР является общероссийской общественной организацией, действующей во многих епархиях РПЦ. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II еще в 1998 году призывал оказывать «всемерную поддержку на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях скаутским отрядам, дружинам, выделять духовников, проводить катехизацию, помогать в проведении скаутских лагерей и других мероприятий» (из Обращения к правящим архиереям). А в 2008 году Святейший благословил ОРЮР, отметив также особо деятельность скаутских СМИ.
 
Наряду с выпускаемыми периодическими изданиями, такими как журнал для детей «Скаут-Разведчик», газета «Скаутский Мир» с приложением «Православный Вестник», периодикой для руководителей и другими изданиями, в Москве работает музей разведчества.
 
Читайте также:
 —  Страницы истории разведчества-скаутизма – «ОРЮР и только ОРЮР»
 —  ИСТОРИЯ Организации Российских Юных Разведчиков – «Краткая история очевидцев»
 
Источник:
 —  История Организации Российских Юных Разведчиков — www.orur.ru